09.04.2024

Конспект народная игрушка 2 младшая. Тематическая неделя «Народные игрушки»


Ивантеева Вера Александровна
МБДОУ детский сад "Солнышко" п.Синеборска
воспитатель

Конспект открытого занятия во второй младшей группе детского сада.

«Знакомство с народными игрушками»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Воспитательные:

  • Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
  • Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Обучающие:

  • Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.

Р азвивающие:

  • Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Ход мероприятия

Ведущая. Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А.Барто «Игрушки». Дети читают стихи:

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Ведущая . Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки - забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки - занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы, которые считаются одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек или слайды презентации)

Ведущая. Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать (надевает игрушку - Петрушку на руку ), и вот игрушка ожила.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я весёлая игрушка, а зовут меня … (дети отвечают «Петрушка»)

Петрушка. Смотрите, какие у меня красивые штанишки. А какого они цвета? А это моя любимая рубашка. Вы знаете, какого она цвета? А на голове красный колпачок, по нему меня все сразу узнают. Я на ваш праздник принес еще игрушки - звонкие погремушки. Хотите с ними поиграть? (Да). Тогда становитесь врассыпную, я с вами поиграю.

Игра с Петрушкой

У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать. То же с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.)

Ведущая . А теперь послушайте загадку:

Целый день стоят как свечки

Эти чудо - человечки.

Не желают куклы спать,

Не уложишь на кровать.

Покачаются немножко

И опять встают на ножки.

Подскажи - ка мне дружок:

Как название игрушки?

Отгадать совсем не сложно:

Это кукла неваляшка

Ведущая: К нам пришла неваляшка яркая рубашка. Какая она? (яркая, красивая).

Знакомство с матрешкой:

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

- Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

Ведущая. Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

Цикл занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:

Народная игрушка

Занятие. Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

· Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке , уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

· Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

· Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

II младшая группа

Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

● Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке, уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

● Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

● Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

Ход занятия

Вос-ль: Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла на занятие. Показ, рассматривание игрушек.

Вос-ль: Какие игрушки вам знакомы?

Дети называют: дудочка, балалайка, неваляшка, мяч и т. д.

Вос-ль: Многие из них называют забавами, это потому, что игрушки веселят детей. Некоторые из них издают звуки: дудочка – дудит, погремушка - гремит, балалайка – бренчит, юла – гудит. Воспитатель предлагает детям подудеть, позвенеть, потрещать, постучать. Дети меняются игрушками, каждый пытается освоить её.


Вос-ль: Дети, а если бы у нас не было таких игрушек, как бы мы в них играли? Имитация движений и звуков: Как может греметь барабан, дудеть дудочка, как можно бренчать на балалайке.

Вос-ль: Дети, сейчас много новых, современных игрушек – забав: летающие самолеты, заводные паровозы, плавающие рыбки. Я вам предлагаю принести в детский сад у кого какие есть дома и всем вместе поиграть.

А сейчас мальчики сыграют на наших инструментах, а девочки весело спляшут под них.

План-конспект занятия (младшая группа) по теме:

Праздник «Кузьминки» Ознакомление с народной игрушкой.

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …).

Ход занятия.

Воспитатель. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими вечерами. Поздняя осень. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечают первый зимний праздник – Кузьминки.

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага.

Праздник не безделья,

Так уж на Руси повелось, приходили Кузьминки, садились за работу мастера, рукодельницы. Много пословиц есть о мастерах:

Красна птица пером, а человек умением.

Хорошая работа уже века живет.

Умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит.

В каждой деревне есть свои мастера, но есть и такие которые на весь мир прославились. Ободной такой игрушке мы сейчас и поговорим. Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес, за ней другая … А уж как одна на другую похожа, хотя платочки у всех разные, губы у одной бантиком, у другой по своему; щеки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны луг цветной. Как зовут этих сестренок (Ответы).

Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются!? (Ростом). Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные? Ищи, на то и игра. (Дид. игра «Найди Матрёшку»). А вы знаете как делают Матрёшку (Рассказы детей). Воспитатель подводит итог. Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Дети читают стихи о Матрёшке (2-3). Русская народная игра «Карусель» (В эту и другие по ходу занятия игры играли на Кузьминки).

Воспитатель. Настоящие карусели устанавливались на ярмарке. (Словарная работа). Эх и весело было там. Коробейники зазывали покупателей, скоморохи (словарная работа) веселили народ. У многих в руках были свистульки. (Воспитатель раздает детям свистульки. Дети свистят).Затем рассматривают филимоновские игрушки. Воспитатель рассказывает как делают филимоновскую игрушку. Игрушки удивительно красивы и разнообразны. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барышни - всех и не перечесть - образуют яркий хоровод. И каждая фигурка свистит. Делают эти фигурки из местной глины иссиня-черной, которая послеобжига становится светлой. Какие краски используют мастерицы (делают игрушки только женщины) для росписи (отметить это слово)? (Ответы). Желтый, красный, зеленый – основные цвета. Они сочетаются со светлым тоном обожженной глины, создают неподражаемый образ филимоновской игрушки.


Воспитатель. Пойдем далее по ярмарке. Здесь продаются другие игрушки – из Дымковской слободы. Благодаря труду замечательных мастериц их слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. Давайте рассмотрим их.

Что лепили – (ответы) барыни, лошадки, индюки, куры, петухи. Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? – чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей. А сейчас расскажу как ее делают. Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (Ответы). Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Дети рассматривают элементы дымковского узора. Садятся за столы. Игра «Сидит дед» на закрепление правильной постановки спины. Рисование «Украсим барыне сарафан».

На листе бумаги дети изображают узор из элементов, которые сами выбирали. Пока сохнет рисунок - проводится игра «Подушечка».

«Подушечка, подушечка.

Молодушка, молодушка.

Кого я люблю, кого я люблю

Того я поцелую, тому и подарю»

Ход игры: водящий входит в круг, выбирает девушку, пляшет с ней, оставляет ее в середине круга и т. д.

После игры дети предлагают свои рисунки (ткань для юбки) барыни. В свободное время (после занятия) юбку вырезают по трафарету и дарят барыне.

Посмотри как хороша эта девица душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барыня так красива

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

От имени барыни воспитатель благодарит детей.

Воспитатель обращает внимание на ложки. Ложки – загляденье. Из чего сделаны!? (Ответы). Из дерева. Легкие, золотисто-огненные. Из какого дерева вырезал мастер ложки (из липы, осины).Причем, вместо одной срезанной липки, сажали две – для сына и внука. Давайте посмотрим какой рисунок на ложках. (Ответы). Мастер любит родную сторону – рисует то, что видит, то что любо и дорого ему.

Давайте поиграем на ложках. (Исполняется русская народная мелодия, дети хлопают ложками).

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше если к ней поставить расписную миску, солонку …

Вот они на столе (застеленной вязаной скатертью).Поглядеть любо-дорого. Ребята, а где делают этупосуду (В Хохломе). Эту посуду делают в Хохломе и называют ее золотой хохломой. И кисель налитый в нее, самый вкусный, полезный, богатый витаминами .

Дети угощаются киселем, сваренным из свежих ягод смородины и малины. Кисель должен быть густым.

Материал к занятию:

1. Дымковские поделки.

2. Филимоновские свистульки.

3. Изделия Хохломы.

4. Матрёшки (игрушки).

5. Матрешки для оформления зала.

6. Корзина (красивая) с ложками.

7. Прялки для оформления зала.

8. Оформление мастерской художников

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа).

Программное содержание:

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Участвовать в диалоге при обсуждении;

Отгадывать загадки;

развивать

Навыки приема рисования – примакивания;

Навыки аккуратного использования краски с соблюдением гигиенических требований;

воспитывать

Патриотические чувства через знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.

Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят игрушки.

(Среди игрушек есть матрешка).

Предлагает детям отгадать загадку:

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

Красавица – девица,

У нее сестрицы,

Каждая сестрица для маленькой темница.

Если дети не отгадывают, предлагаю еще одну загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети называют матрешку. Спрашиваю, как ребята догадались, что речь идет о матрешке?

Ответы детей.

Подвожу детей к столу, на котором подготовлена выставка матрешек.

Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.

На кого похожи эти куклы?

Из чего сделаны эти игрушки?

Как они выглядят?

Похожи они друг на друга. Чем?

Чем отличаются друг от друга?

Вопросы о размере, цвете, форме.

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками.

В каждом доме ей почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

Ребята, эти удивительные куклы пришли к нам не одни. Они привели с собой своих подружек, у которых случилась беда?

Хотите узнать, что случилось?

Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможете матрешкам, распишите их фартучки?

Предлагаю рассмотреть образцы. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом примакивания. (После того, как дети рассмотрят, убираю образцы)

Предлагаю детям перед тем, как рисовать, размять и подготовить пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику «Цветы».

Дети садятся за столы, работают. (Включаю медленную русскую народную музыку. Работа 4- 5 мин.)

Заключительный этап.

Предлагаю ребятам показать свои работы матрешкам. Звучат положительные оценки работ и благодарность за выполненную работу . Помещаем фартучки на магнитную доску.

Спрашиваю у детей, чем они сегодня занимались, понравилось ли им, что запомнилось. Благодарю за внимание и проделанную работу. Предлагаю поиграть с матрешками, в одной из них дети находят сюрприз – баранки.

После занятия и игры предлагаю детям помочь, убрать оборудование после занятия.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме :

Конспект занятия « Русские народные игрушки»

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

«Русские народные игрушки»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Используемый материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек). Да, это карта нашей Родины.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О русских мастерах-умельцах

На весь мир молва идет.

Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.

Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей).

Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».

Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес.

(Звучит фонограмма – музыка, смех)

Эй, народ честной, да удачливый!

На нашу ярмарку поворачивай!

Что душа не пожелает,

Все на ярмарке найдет!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдет!

Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).

Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.

Игровое задание «Скажи пословицу»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.

Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

От лени-болезни, от труда – здоровье.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят).

Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской.

(Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?

Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Это, ребята, дымковские игрушки.

Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?

Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».

Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.

Физкультминутка «Дымковский индюк»

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).

Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).

Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.

Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана?

В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)

Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка?

Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.

Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?

(Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Какими элементами узора они расписаны? (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера? (Ответы детей). В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера?

(Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые. Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка. Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».

Проводится игра «Найди игрушки»

Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (По цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек)

Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ирина Лавришина
Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа)

Проект

«Народная игрушка »

вторая младшая группа

Выполнили :

Лавришина И. Г.

Брянск 2015

Проект «Народная игрушка » .

"Мы уверены в том, что народная игрушка является , при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е. Флерина.

Пояснительная записка :

Игрушка – это часть культуры народа . Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек , предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию , выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна , интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа , с народным искусством , с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой , впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 недели) .

Участники проекта : дети второй младшей группы , педагоги, родители воспитанников.

Проблема : недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством , отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек .

Вопросы к детям по предлагаемому проекту :

Что это? (матрешка)

Хотите узнать, какие в старину были еще игрушки ? (да)

Из чего их делали? Как с ними играли? (да)

Актуальность : проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры , зародить интереск игрушкам старины (куклам, деревяннымигрушкам , дымковским и филимоновским игрушкам ). Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

Цель проекта : знакомство детей с народными игрушками и материалом , из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними; взаимодействие детей, родителей, педагогов; саморазвитие всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к русскому народному творчеству .

Задачи проекта :

Задачи для детей :

Познакомить детей с народными игрушками-самоделками ;

Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам , интереса к истории народного творчества , уважения к людям труда;

Формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

Задачи для родителей :

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;

Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;

Вызвать интерес к изготавлению игрушек своими руками .

Задачи для педагога :

Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;

Пополнить предметно развивающую среду игрушками – самоделками , дидактическими и настольными играми, библиотечку книгами А. Барто «Игрушки » и альбомом «Народные игрушки » .

Прогнозируемый результат :

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта

дети :

Проявляют интерес к народной игрушке , народно -прикладному искусству, промыслам;

Вкладывают частичку своей души в изготовлении игрушки своими руками ;

Осваивают элементы росписи;

Овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек ;

Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам ;

Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

У детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке .

родители :

Осваивают технику изготавления народной игрушки ;

Вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи;

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Активное участвие в жизни детского сада и группы ;

Развитие творческих способностей;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам ) .

План реализации проекта :

Первый этап - подготовительный :

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта , прогнозирование результата;

Изучение методической литературы;

Создание предметно - развивающей среды;

Подбор художественной литературы;

Подбор иллюстраций на тему, альбомов;

Подбор настольно-печатных иг, дидактических игр, народных игрушек ;

Подготовка материала для художественного творчества;

Обсуждение с родителями проекта , выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта .

Второй этап - реализация проекта

Работа с родителями :

Консультации для родителей «Старинные игрушки наших предков » , «История народной игрушки » ;

Памятка для родителей «В какие игры можно играть с Матрешками» ;

Совместные игры родителей и детей с игрушками ;

Изготовление игрушек -самоделок к выставке «Народная игрушка » совместно с детьми.

Работа с детьми :

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав , дымковских и филимоновских игрушек );

Беседы о народной игрушке , рассматривание народных игрушек из разного материала;

Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки » , «Мишка» , «Мяч» , «Лошадка» ,

Разучивание русских народных потешек и песенок ;

Отгадывание загадок об игрушках ;

Сравнение двух игрушек или картинок ;

Беседа об игрушках «Моя любимая игрушка » , «Как мы играем с игрушками » , «Мои игрушки » ,

Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;

Игры-ситуации «Наши куклы» , «В магазине игрушек » , «Городок игрушек » , «В группу принесли новую игрушку , все хотят в нее играть»;

Дидактические и настольные игры : «Собери матрешку» , «Собери красивую пирамидку» , «Какой игрушки не стало » , «Чудесный мешочек» , «Домик для матрешки» , разрезанные картинки «Русские узоры» ;

Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки» .

Сюжетно – ролевые игры : «Магазин игрушек » , «Детский сад» ;

Игры с игрушками ;

Обучение детей рисованию простейших узоров;

Раскрашивание раскрасок «Подружки-Матрешки» , «Лошадка» , «Петушок;

художественное творчество : лепка «Угощение для матрешки» , рисование «Украсим лошадку» , «Филимоновские игрушки » , «Фартук для матрешки» , аппликация «Нарядное платье барышни» .

Третий этап - итоговый :

Выставка детских работ;

Оформление книжки-самоделки «Фартук для матрешки» ;

Итоговое мероприятие «Русская народная игрушка » ;

Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка » .

Фортинская Валентина Владимировна

Задачи :

Воспитывать интерес к народному творчеству ;

Учить детей рассматривать матрешку , составлять описательный рассказ;

Закреплять навык рисования красками;

Развивать мелкую моторику рук, память, творческую активность, внимание;

Обогащать словарь детей словами : румяные, розовые, алые щечки, матрешка , деревянная, русская народная игрушка .

Предварительная работа.

Рассказы и беседы об игрушке- матрешке .

Презентация : Матрешка- душа России .

Сбор практического и наглядного материала с привлечением родителей на тему : «Матрешки » .

Рисование по обучению детей элементарному раскрашиванию фигур.

Выставка «Подружки матрешки » .

Материалы и оборудование :

Игрушки : матрешки разные по размеру - по количеству детей;

Игрушки- матрешки для обыгрывания 2 набора;

Трафареты матрешек ;

Кисти, гуашь разного цвета, формы с водой, салфетки.

Аудиозапись, музыкальное сопровождение практического занятия .

Ход занятия:

Дети проходят в группу , где все приготовлено к занятию .

Воспитатель обращается к детям :

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (ответы детей) .

Ребята садитесь на стульчики.

Ребята, сегодня мы поговорим об игрушке . О какой?

О ней я загадаю загадку

Слушайте внимательно :

Ростом разные подружки,

Но, похожи, друг на дружку

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка ,

Что это за игрушка ?

Дети (матрешка )

В. Правильно. Это матрешка .

Ребята, посмотрите как много у нас матрешек в группе . Какие они разные, такие яркие и нарядные.

Ребята, подойдите ко мне и возьмите каждый одну матрешку и вернитесь на свое место. А теперь внимательно рассмотрите свою матрешку .

Лиза, какой платочек у матрешки ? (ответы детей)

Вероника, какой сарафан у матрешки (ответы детей)

Богдан, какие щечки у твоей матрешки (ответы детей)

Маруся, посмотри,а что там внутри? Она разбирается (ответы детей)

Лера, матрешка бумажная или деревянная? (ответы детей)

Ребята, как много знаем о матрешках .

А теперь подойдите ко мне и поставьте матрешки на стол и вернитесь на свои места.

Дети, посмотрите, что еще у нас стоит на столе? (ответы детей)

Корзинка. Давайте посмотрим, что в ней?

Игрушки , матрешки . Давайте рассмотрим одну.

Воспитатель вынимает из корзинки одну матрешку и вместе с детьми рассматривает .

Ребята, эта матрешка называется «Лето»

Посмотрите, какая она яркая, красочная. Посмотрите,какой на ней сарафан? Голубой.

Катя, а что на сарафане нарисовано (ответы детей)

Лева, что у матрешки в руках (ответы детей) Корзина с ягодами.

Соня, а что у матрешки на голове ? (ответы детей) Венок из цветов.

Правильно, венок из цветов.

Посмотрите, какие волосы у матрешки ? (ответы детей)

Желтые как, солнышко, солнечные.

А теперь, посмотрим что там внутри?

Воспитатель читает стихотворение С. Маршака

Кукла первая толста,

А внутри она пуста?

Разнимается она на две половинки…

В ней живет еще одна

кукла в серединке,

эту куколку открой-

Будет третья во второй .

Половинку отвинти

Плотную, притертую-

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую

куколку пузатую.

Вот,поставленные в ряд семейка куколок стоят.

Вот целая семья. Давайте рассмотрим.

Это куколка, кто? Папа.

Богдан, посмотри, что у него в руках (ответы детей) Корзина.

С чем (ответы детей) с грибами.

Маруся, эта куколка, наверное, мама? Что она держит в руках (ответы детей) Букет ягод.

Лиза, а что держит мальчик в руке (ответы детей) Гриб.

Он, наверно, с папой ходил в лес. Значит, это сыночек-помощник.

А вот, маленькая матрешка , доченька, что у нее в руке (ответы детей)

Целая семья. Они ходили в лес и принесли полное лукошко грибов и ягод.

А теперь, мы поставим свои стульчики на свои места, за стол.

И немного отдохнем.

Физкультминутка «Матрешки » .

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки .

На ногах сапожки

Топают матрешки

Влево, вправо наклонились

Всем знакомым поклонились

Девчонки озорные,

Матрешки расписные

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки .

В. Мы немножко отдохнули, а теперь садимся на свои места, за стол.

Ребята, посмотрите какие у вас матрешки (ответы детей)

Они не яркие, не нарядные. Давайте мы их раскрасим, распишем.

Ребята, внимательно посмотрите, как я это сделаю…

Беру кисточку тремя пальчиками, опускаю в воду, мою, поглаживаю о стаканчик. Затем опускаю ее в краску. Держу свободной рукой куколку за головку, а другой расписываю, раскрашиваю сарафан у матрешки . При этом не забываю мыть кисточку, когда начинаю рисовать другой краской. Чтобы цвета не перепутались. Вот так.

Ребята, личико у матрешки мы не закрашиваем .

Посмотрите, какая нарядная у меня матрешка . Теперь и вы раскрасьте свои матрешки . Для этого у вас есть краски и кисточки.

Давайте сделаем им сарафаны яркими, красочными, старайтесь не испачкать матрешке лицо .

Воспитатель включает музыку тихую, проходит между столов и помогает детям правильно брать кисточку и выполнять задание.

Дети выполняют практическую часть занятия .

В. Ребята, а теперь свои расписные матрешки поставьте на столик у окна, чтобы они высохли.

Ребята, подойдите ко мне, давайте посмотрим. что еще у нас в корзинке?

Ребята, это матрешка - праздничная , называется «Пасха»

Посмотрите, внимательно, что у нее в тарелочке? (ответы детей)

Каждый из вас, наверно, кушал раскрашенное яичко? (ответы детей)

А что еще вы кушали в праздник? Куличи- вкусный пирог, вкусный кекс. (ответы детей)

Ребята, символ праздника «Пасха» являются крашеное яичко и кулич.

Ребята, сегодня мы с вами рассказали о разных матрешках . Какие они? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к стенду, где стоят в ряд матрешки и матрешки «Лето» и «Пасха»

Мы их не только рассмотрели. Но и раскрасили.

Молодцы. А теперь мы можем отдохнуть.


Публикации по теме:

Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста «Русская народная потешка «Курочка» Цель: познакомить детей с русской народной потешкой «Курочка»; учить различать птиц и их детенышей, подражать их голосам. Материалы: маска.

Декоративная аппликация «Наряды для матрешки» Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года) Цель: учить детей выполнять декоративное изображение.

Конспект занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Русская народная сказка «Козлятки и волк» Конспект занятия Тема: Русская народная сказка «Козлятки и волк». Задачи: - Учить интонационно передавать характеры персонажей при воспроизведении.

Мельникова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД. Интегрированное занятие во второй младшей группе "Русская народная игрушка - матрешка"
Дата публикации: 16.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» г.о. Самара
НОД

интегрированного занятия

во второй младшей группе

«Русская народная игрушка - матрешка»
Составила и провела Воспитатель МБДОУ №1(корпус 3) Группа№39 «Колосок». 20.01.2016г Мельникова Наталья Геннадьевна Самара 2016 год.

Цель
: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности
:
Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная и двигательная.
Задачи:
Образовательные: Способствовать - расширению знаний о русской народной игрушке – Матрешка. Развивающие: Способствовать - развитию речи детей и мелкой моторики рук при рисовании. -формированию умений выбирать цвета, правильно держать ватную палочку, закрашивать рисунок, не выход за контур, умению сравнивать матрешки, находить сходства. Воспитательные: Способствовать - воспитанию интереса к народной игрушке, воспитанию самостоятельности, аккуратности. Материал и оборудование: Большая матрешка, карточки с изображением матрёшек, бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки, репертуар «Мы веселые матрешки», презентация «Русская Матрешка» Предварительная работа: Дидактическая игра, «Какой матрёшки не стало»; чтение стихотворений о матрешке «Матрёшка» С.Я Маршак, А.Кулешова «Кукла славная - матрёшка»; отгадывание загадок; рассматривание матрешек; беседа «Эти русские матрёшки»; слушание песни «Мы веселые матрешки».
Тема недели: «Народная игрушка. Народно - прикладное искусство» Тема занятия: «Русская народная игрушка - Матрёшка»

План Этапы НОД Действия детей. Желаемый результат. 1. Организационно- сюрпризный момент: Отгадывание загадки, внос матрёшки. - Д е т и в к л юч а ю т с я в деятельность, - отгадывают загадку, - рассматривают карточки с матрёшками, сравнивают. -Мотивация детей на ознакомительную деятельность. -Создание эмоционального настроения. Презентация «Русская матрешка» -Слушают «сказку» воспитателя о происхождении матрешки, сидят на коврике, держат спинки ровно. -Отвечают на вопросы -Матрёшка - деревянная игрушка в виде расписной куклы; -имеет овальную форму; -состоит из двух частей; -кукла, в нутрии которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Игра « Гори – Гори ясно…» Проговаривают слова игры и выполняют действия по тексту игры, повторяя движения за воспитателем и товарищами. Эмоциональное настроение Изобразительная деятельность. Рисование «Узор для Матрёшки» Бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки на каждого ребенка. Выполняют творческую работу: ватными палочками закрашивают фон рисунка гуашью, не выходя за контур; следят за качеством цветового решения; выполняют правила безопасности работы с ватными палочками. -Готовые работы детей. -Эмоциональное настроение детей. Музыкальная физкультминутка. «Мы весёлые матрёшки…» -выполняют танцевательные движения по тексту, повторяя движения за воспитателем. -эмоциональное настроение. Рефлексия Отвечают на вопросы воспитателя и выражают своё отношение к занятию цветом бусинок. положительное отношение детей к занятию.

Содержание организованной деятельности детей
1.
Организационно-сюрпризный момент.
Звучит русская народная мелодия. Ребята, в гости к нам идут подружки. Все похожи друг на дружку. В сарафанчиках цветных, Да в платочках расписных. Только разные по росту, А зовут их очень просто. Помогите отгадать, Как подружек этих звать? (Матрёшка) - Молодцы, ребята, отгадали (Достаю большую матрёшку) -Ребята, покажите мне ту картинку, где нарисована Матрёшка. (Дети выбирают картинки с изображением Матрёшки и показывают)
2. Просмотр презентации «Русская Матрёшка»
Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которую вы мне показали? (Матрешка) Кто такая Матрёшка? Давайте посмотрим на экран. Слайд 1 Матрешка-это деревянная игрушка. Воспитатель. Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, как родилась матрёшка. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Будем сидеть как настоящие матрешки, спинки, ровные, глазки зоркие. Слайд 2. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Слайд 3. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платье. Слайд 4. Веселая получилась куколка, смешная. Слайд 5. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. Слайд 6. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. - Ребята, для чего нужна матрёшка? (Играть) - Ребята, вы молодцы, как настоящие матрешки сидели, ровно спинку держали, а сейчас давайте пригласим матрешку поиграть мы с нами.
3. Игра «Гори, гори Ясно!»
Воспитатель: Вы ребята, молодцы Поиграли от души. А теперь вы отдохните На матрешку поглядите. 4.
Изобразительная деятельность. Рисование «Узор для матрешки»
(Достаю из корзины плоских матрешек-трафареты из бумаги) - Ребята, посмотрите на этих матрешек и на нашу Матрену, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны) - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые? (Ответы детей) - Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. (Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками). Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Давайте для них станцуем танец.
5.Музыкальная Физкультминутка «Мы веселые матрешки»
(дети выполняют движения под музыку) Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся) Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся) В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся)
6. Рефлексия.
- Какие вы молодцы, ребята!Вам понравилось, как мы с вами знакомились с Матрёшкой? Что вам запомнилось больше всего? А теперь, ребята, давайте украсим нашу матрешку бусами: кому понравилось наше занятие, тот наденет матрешке красную бусину, а кому было грустно, тот наденет синюю бусину. - Ах, какая нарядная получилась у нас матрешка! Поставим ее в раздевалку, пусть встречает ваших мам.