04.03.2024

День осеннего равноденствия. Осенние народные праздники - презентация Осенние праздники в пору осеннего равноденствия презентация




Обжи́нки день народного календаря славян и обряд завершения жатвы. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Обжинки характерна прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южнах славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна




Выжанка На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (добровольнами помощниками). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезаннах колосьев, связывая их лентой завивают «бороду»




Осени́на день народного календаря восточнах славян, выпадающий на 21 сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собраннай урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.


Возжигание огня Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь». Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.


Почитание женщин Рано утром женщина и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсянам хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.


Похорона мух В этот день в некоторых местах проводится обряд «похорона мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.



«Рисунок осенние листья» - Главные жилки листа. Отметьте другие, более мелкие жилки. Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Рисунок закончен. И. И. Левитан «Золотая осень». ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) – русский живописец, рисовальщик, пейзажист. Альбом для рисования. И.И. Левитан «Золотая осень».

«Осенние листья» - Определим, какие звуки можно услышать в осеннем парке. Музыкальная партитура: [c]: сухие, листья. тусклым; [ш]: шуршат, шепчут. Используй цветовую палитру, которую составили на уроке. Художник - Домникова М. Е. Жостовский поднос "Осенний мотив". Осенние листья в произведениях жостовских мастеров.

«Осеннее сочинение» - Скоро придёт зима! Осенью все листья окрашиваются в красные, желтые, коричневые цвета. Листья пожелтели и падают с деревьев на землю. «Осенний парашютист». В парковой аллее встречались березы, клены, липы и изредка проглядывали ели. Однажды осенью я пошла гулять в парк. Листья в честь прихода осени устраивают карнавал.

«Осенний букет» - Экономический эффект-665р. Планирование работы. Анализ задачи. Флористический материал-0р. Затраты приобретение материалов: Картон-10р. Изучить легенды,предания. Недостатки, выявлен- ные в конце работы. Использовать при работе клей «Момент». В технике «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА». «Осенний букет». Творческий проект.

«Осенний лес» - Выразительные возможности графических материалов. Генеалогическое дерево цветов и красок. Музей имени Пушкина. Урок ИЗО. Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»Пастель. 1897-1899 годы. Мастер пастели. Эдгар Дега. «Осенний лес». Пастель. Представитель импрессионизма. Цветные карандаши. Москва. Французский живописец, график и скульптор.

«Осенние изменения в природе» - Все ли птицы улетели на юг? Наблюдение за изменениями в природе. Куда зимой исчезают ягоды рябины? Осенние изменения в природе «Осень- погод восемь». Подготовка работ учащихся к выставке. Скоро осень... Посмотри на деревья! Осенний пейзаж. Краски осени. Осень. Цели и задачи проекта: Экскурсия в парк.

Урок 19. Народные праздники
в пору осеннего равноденствия

Цель: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.

Шанируемыерезультаты: учащиеся научатся в обрядах и обы­чаях поры осеннего равноденствия различать особенности, харак­терные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равно­денствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл, - благодарность природе, творчески проявлять благодар­ность природе в условиях современной жизни, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, куклы Мальчик и Девочка, куклы «День-ночь», кукла-зернушка, тесто­вые задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени (орех, слива, картофель, овес, рис, душица, зверобой, иван-чай), аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, православный календарь, палочки для добывания огня, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (нанай­цы, коряки).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают русскую народную сказку «Крупеничка».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

Закончите предложения.

Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, - это... {ледостав).

Ледяное сало - это... {маленькие плоские льдинки, похожие на блестки сала).

Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сен­тября, -... {бабьелето).

Главный признак осени - ... {похолодание).

Легкий мороз - ... {заморозки).

Подчеркните зимние природные явления.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля по­крыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.

3. Фронтальный опрос

Назовите главный осенний признак.

Чем характерны осенние дожди?

Как образуются туманы?

Приведите примеры осенних явлений.

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 62 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки.

Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых.

Запах у нее душист,

А ее зеленый лист Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица, или зверобой, или иван-чай.)

В колыбельке подвесной Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет -

На зубок он попадет Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей Посреди листвы, ветвей? (Орех.)

Он и в дождик, он и в зной Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет -

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

Было зеленое платье атласное,

Нет, не понравилось, выбрала красное.

Но надоело также и это,

Платье надела синего цвета. (Слива.)

С ним сдружились мы давно,

Дарит нам он толокно,

И муку, и кашу, и печенье...

Поблагодарим за угощенье. (Овес.)

Главный принцип, в общем-то, простой:

Голова - на солнце, ноги - под водой. (Рис.) (Учитель после отгадывания загадок кладет на стол фрукты, овощи, орехи, крупы.)

Какие еще овощи, фрукты, крупы вы знаете? (Ответы уче­ников.)

Что можно из них приготовить? (Ответы учеников.)

Как одним словом можно назвать такое изобилие съедоб­ных припасов? (Урожай.)

Какое время года называют урожайным? (Ответы учеников.)

И еще, ребята, подумайте, почему праздник урожая прихо­дится на время осеннего равноденствия. (К этому времени убирали весь урожай.)

Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осен­него равноденствия.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель включает запись обрядовых песен про сбор урожая или читает текст от имени кукол-помощников.)

Говорило ядреное жито,

В чистом поле стоя:

Ах, не могу я в поле стояти.

Колосьями махати.

Я только могу в поле копами,

А в гумне, в гумне стогами,

А в гумне, в гумне стогами,

В клети коробами,

А в клети, в клети коробами,

В печи пирогами,

В печи, в печи пирогами,

На столе проскурами.

А вот обрядовая песня про трудолюбие и радость по оконча­нию сбора урожая.

Жали мы, жали,

Жали, пожинали:

Жницы молодые,

Серпы золотые...

Ой, и чье это поле Зажелтело, стоя?

Иваново поле Зажелтело, стоя:

Жницы молодые,

Серпы золотые.

Особенно радостно крестьяне отмечали окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Ох и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети - закромами.

В клети - закромами,

А в печи пирогами!

Чему радовались крестьяне в пору осеннего равноденствия?

2. Работа по учебнику

Рассмотрите фотографию кукол. Как бы вы их назвали? Объясните. {Кукол зовут «День-ночь».)

Почему они выполнены из контрастных по цвету тканей? (Ответы учеников.)

Как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года, начиная со дня осен­него равноденствия? {Примерный ответ. Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подго­товленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, уве­личивается или уменьшается долгота дня.)

(Учитель прикрепляет кукол в равновесном положении в сен­тябрьском сегменте годового круга.)

В конце сентября, а именно 23 сентября, день и ночь уравни­ваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом? Как много света в это время, как жарко греет солнце, как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху.

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Бо­городицы, крестьяне благодарили матушку-землю.

Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном поблагодарим нашу кормилицу землю.

(Ученики встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем сто­ле? (Ответы учеников.)

Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

(Ученики кланяются вслед за учителем.)

А третий поклон - тем людям, которые сохраняют урожай всю зиму.

(Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель де­лает вид, что прислушивается.)

Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли за­бежала?

(Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Ответы учеников.)

(Учитель дает куклу каждому ученику по очереди.)

Прочитайте первый абзац текста на с. 62-63 учебника и найдите имя нашей гостьи.

(Ученики читают первый абзац текста по цепочке, т. е. по од­ному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.)

Вот, оказывается, какое у нее имя - зернушка.

(Учитель берет кукол-помощников.)

Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хо­чет попробовать разыграть сценку?

(Если находятся желающие, учитель дает им возможность выступить.)

Предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя - крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то по­просите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дми­триевича Телешова «Крупеничка». (См. материал для учителя к уроку.)

Перед днем осеннего равноденствия в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах. Мужчины села шли за околицу. Там они добывали огонь самым древним способом.

А вы знаете этот способ? (Трение одного кус/са дерева о дру­гой.)

Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях.

(Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь.)

К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт.

Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте про­верим, хотя бы нагрелись ли ваши инструменты.

(Учитель дает возможность ученикам потрогать палочки.)

Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света.

Задание 1 (с. 40)

Прочитайте задание.

Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть «зажгут» огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помог­ли мальчикам, а мальчики помогли девочкам.

- Беседа

(Учитель показывает рисунок народа, включает запись нанай­ской народной мелодии, показывает на карте России Приамурье.)

Праздники охотников и оленеводов. Охота на диких оленей, медведей, пушных зверей - древний нанайский промысел. Пре­красные следопыты, знатоки тайги и ее обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таежным богат­ством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили празд­ник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священно­го дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки раз­ных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные - на коленях, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.

Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на свя­щенные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение - мясо и кашу.

Домой с собой брали воду или лед. А в благодарность воде - поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетенных из прутьев лодочках. (Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились нанайцы.)

В чем различие и сходство праздника русских крестьян и нанайцев? (Ответы учеников.)

(Учитель показывает рисунок народа коряки, включает запись корякской народной мелодии, показывает Камчатку.)

Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных коряк­ских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в бу­дущем было много морского зверя.

Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жи­ром, «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщи­ны плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, симво­лизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травя­ных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалось добыванием огня ритуальным спо­собом, очищением жилища от злых духов.

(Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились коряки.)

В чем сходство и различие праздников русских, нанайцев и коряков? (Ответы учеников.)

III. Физкультминутка

Игра «Съедобное - несъедобное»

(Учитель кидает мяч и произносит слово. Если оно означает съедобный предмет, то ученики ловят мяч, если несъедобный - отталкивают его.)

IV. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 3 (с. 41)

Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на с. 64 учеб­ника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

Задание 4 (с. 41)

- Посмотрите на рисунок коряков на с. 65 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.

Рефлексия

(Учитель включает фрагменты аудиозаписи национальных мелодий, звучавших на уроке, просит угадать, какому народу они принадлежат, какой праздник он отмечал в пору осеннего равно­денствия.)

Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользу­ются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить ее за все, что она дает людям.

Подведение итогов урока

- За что люди благодарили природу в пору осеннего равно­денствия?

- Как вы думаете, у других народов нашей страны есть похо­жие праздники?

Выполнить задание 2 (с. 40) в рабочей тетради

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» Окружающий мир, «Перспектива», 2 класс © учитель нач. кл. ГБОУ СОШ №307 С-Пб Дмитриева А.В., 2018

2. Выбери верное утверждение: А. В день осеннего равноденствия день длиннее ночи. Б. В день осеннего равноденствия день короче ночи. В. В день осеннего равноденствия день равен ночи.

3. Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия А. Окончание жатвы Б. Начало сева В. День Знаний

4. Какой христианский праздник отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия? А. Пасху Б. Рождество Богородицы В. Рождество

(Накануне дня осеннего равноденствия) 5.

6.В чём сходство празднования осеннего равноденствия у земледельцев, охотников и оленеводов? А. Все в этот день обновляли в избах огонь. Б. Все в этот день благодарили природу. В. Все в этот день устраивали большую охоту.

7. Зачем накануне равноденствия гасили огонь в печи, лампадках, светцах? А. Из экономических соображений Б. Было и так жарко и светло В. Традиция обновления огня передавала из поколения в поколение навыки добывать огонь.

9. Какой народ в пору осеннего равноденствия отмечает праздник Хололо? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

9. Какой народ проживает на востоке между Чукоткой и Кам­чаткой? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

10. Какой народ проживает в Приамурье? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Во 2 классе провожу кружок "Берендейка". Это учебно-воспитательный курс ознакомления детей с основами русской традиционной культуры. Это мероприятие было итоговым по разделу "Осень".

На предыдущих занятиях изучалось устное народное поэтическое творчество, фольклорное пение, народный календарь, приметы, пословицы...А здесь дети показали свои знания, умения по этому разделу. Совершенствовали навыки по исполнительской, музыкально-познавательной деятельности: народная песня, фольклорный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Осенние праздники в русском фольклоре»

Внеклассное мероприятие 2 класс

Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; с осенними циклом народных праздников; с приметами, пословицами, играми, загадками; воспитывать любовь к своему народу, к Родине.

Учитель начальных классов

Л.А. Нармонева

МКОУ ООШ №9

Г. Биробиджан

«Осенние праздники в устном народном творчестве»

1. Выход под музыку участников. Слайд 1

Мы живем в великой стране России. Сегодня будем говорить о русском народе, о наших традициях. Русский народ славится своим языком. Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки. Смена времен года отмечалась народом особыми праздниками. Но сегодня наш праздник посвящен осенним русским обычаям.

Слайд 2

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень По полям и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко – желтым цветом

Землю разукрасила.

Народ собирается, праздник начинается.

Для начала поделим наш зал на 2 команды, т.к. сегодня все желающие смогут принять активное участие в празднике.

А сейчас вопрос:

Фольклор – что это такое?

……..

Слайд - Правильно, фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы.

Слайд - Из произведений устного народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как4 они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время.

Слайд - Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Вечно радует кого-то

Как наших предков работа.

Слайд - Месяц неожиданностей и сюрпризов, самый удивительный месяц – август. Потому его и звали по-разному: то жнивень, то серпень- жатва в разгаре, то зарев – зори ясные, морозные.

В Ильин день (2 августа) в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол.

Начало жатвы называлось «зажинками». На «зажинки», несмотря на всю тяжесть летней страды сельская женщина выходила на ниву, как на своеобразный праздник, одевалась в чистую одежду, чисто убирала в доме.

Закличка 1.

Слайд - В конце жатвы на «дожинки» издавна велось, что если кто из мужиков не справлялся с жатвой, он собирал толоку, созывая крестьян со всей деревни, Дружной работой они в один день снимали весь хлеб, после чего хозяин «помочанам» устраивал угощение.

Оканчивая жатву, жнеи на сжатом поле катались на спине со словами: «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала, силку потеряла!- считая, что мать сыра земля возвратит им потерянную силу.

Закличка 2.

Где девушки шли,

Сарафанами трясли

Ивановы жнеи, жнеи льняные,

Серпы лубяные.

Они не жали, а на меже лежали,

Все ворон считали.

А мы жнеи молодые-

У нас серпы золотые.

Мы все поле пожали

И в копну поклали:

В поле копнами,

На гумне стогами,

На столе пирогами!

Солнце поднимается, заря разгорается,

А наши жнецы идут, песней заливаются.

А когда пели, то использовали различные народные музыкальные инструменты.

Песня «Во поле береза стояла».

Вот уже собран урожай. Наступало обильное щедрое на угощение осеннее время с румяными яблоками, крепкой репой, с пышными пирогами.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим!

(Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.)

Говорят в народе: «Ест хлеб – будет и песня!»

Песня «У Варлама…»

Слайд - Месяц сентябрь народ метко называл хмурнем. Говорят, что в сентябре одна ягода, да и то только горькая рябина. Из приметных дней – шестое число – Титов день; и поговорка в народе есть: «Тит последний гриб растит.»

Давайте сыграем в игру «Собери грибы».

(Два игрока с завязанными глазами собирают грибы, разбросанные по полю. Кто быстрее и больше соберет?)

Середина сентября! Прекрасная осенняя пора! Это начало бабьего лета, а длится оно всего одну неделю, до 21 числа. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких осенних красок. В эту пору девушки особенно любили водить хороводы.

Слайд -Они плели венки из осенних трав и цветов. Кто знает, что такое вьюн? (венок)

Итак вашему вниманию песня «Со вьюном я хожу».

Слайд

Слайд - Октябрь месяц – от латинского слова «окто», что означает «восемь». У древних славян октябрь также первоначально был восьмым месяцем года, но назывался по- другому- листопадником, листобоем. Так его называли из-за завершения листопада.

Предлагаем вам листья с загадками .

(Дети срывают листья с загадками, их читают вслух и отгадывают. Если сам не может отгадать, то отгадывает его команда).

27 сентября – большой народный праздник – Воздвиженье. Оно «тепло сдвинет, а холод надвинет». С этого дня медведи в берлогу залегают, а змеи в спячку впадают. Теперь у женщин и минутки свободные появились, можно и отдохнуть немного после трудной летней страды. Молодежь по этому поводу затевала вечеринки с песнями, плясками, с играми да частушками.

Слайд Вашему вниманию песня «Мы милашки»

Издавна Русь славилась своими богатырями. И часто добры молодцы состязались в перетягивании каната . А не перевелись ли на Руси богатыри?

Добры молодцы, не сидите,

Перетягивать канат скорей к нам выходите.

(Команды состязаются в перетягивании каната)

Слайд

Ни один праздник на Руси не проходил без песен. И сейчас вашему вниманию песня «Топни, ножка моя»

Хорошо мы потрудились, хорошо повеселились. Но не за горами и зима. У нее свои приметы. А вы их замечали?

Птицы летят высоко или комары вдруг появились поздней осенью – значит, к теплой зиме, а если листопад поздний да быстрый, много желудей на дубу, птичьи стаи летят низко – ну тогда готовься к долгой и суровой зиме.

Но об этом мы поговорим позже.

За то, что слушали нас внимательно

И хлопали вы нам старательно,

Спасибо всем за внимание!

Концерт окончен, до свидания!